На территории Карелии саамы в настоящее время не проживают, но в древности они занимали огромную территорию - от 60-й параллели до Северного Ледовитого океана и от восточного побережья Балтийского моря до Северной Двины и Мезени, включая Карелию. На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям, наследия предшествующей субкультуры, изменчивости этногеографической ситуации в целом формировались многочисленные мозаичные протосаамские группировки. На севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где долгое время сохранялись лишь незначительные островки саамского населения. Позднее здесь расселились, отодвигая саамов к северу, норвежцы, шведы, финны, славяне и прибалтийско-финские народы северо-запада европейской части России.
Г.М.Керт. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
Кочевые саамы Терского берега Кольского полуострова. 1928 год. (фото Чарнолуского, Российский этнографический музей г.Санкт-Петербурга)
Саамы - народ самобытной арктической культуры. Живя с незапамятных времен в суровых природных условиях Севера, они выработали приспособленный к ним тип хозяйства. Правда, он не един для всех групп саамов. Территорию, где живут саамы, можно разделить на четыре естественных ареала: 1) лесные районы северной Швеции и Финляндии; 2) побережье Северного Ледовитого океана; 3) горные районы Норвегии, Швеции и Финляндии и 4) Кольский полуостров. В соответствии с природными условиями этих ареалов сформировались и хозяйственно-культурные типы.
М.С.Куропятник. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
Основной ячейкой социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX — начале XX в. была община (саам, сыййт). Ее главными признаками были: четкая локализация на местности (общее зимнее поселение и общие промысловые угодия), общность хозяйственно-экономической и духовной жизни, существование определенной внутренней структуры, а также элементов общинного самосознания.
Как и у других народов Севера, община у Кольских саамов совпадала с поселением. Это, в частности, отражалось в том, что и община, и поселение назывались - сыййт. Ее размеры колебались от 60-70 до 200-300 человек. По данным 1861 г., самым малочисленным был Куроптевский погост (64 человека), а наиболее крупным - Семиостровский (255 человек) (Списки населенных мест..., 1861. С. 24). Для сыййта характерен постоянный состав жителей, хотя он и был при этом открытой социальной структурой, допускавшей инкорпорацию новых членов. Основными подразделениями сыййта были семьи, а также временные и постоянные производственные коллективы, объединявшиеся как по территориальному, так и по родственному признаку. Взаимоотношения его членов были основаны на взаимопомощи и кооперации.
Т.В.Лукьянченко. Прибалтийско-финские народы России.
М. Наука 2003
Семья и внутрисемейные отношения. В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. Лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Обычно же сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили свое хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти (Харузин, 1890. С. 246). Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определенное время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным.
После свадьбы, когда молодая жена становилась хозяйкой, хранительницей домашнего очага, она, как правило, не попадала в униженное положение и не становилась рабой мужа, а ее влияние на детей иногда даже было большим, чем власть и влияние отца. Правда, на поведение женщины, как на существо, по старым представлениям саамов, "нечистое", налагался ряд запретов и ограничений. Так, она не могла заходить в переднюю часть вежи, где находилось "чистое" место; когда в доме были гости, не участвовала в общей трапезе, а только подавала угощение. Ей запрещалось также близко подходить к местам святилищ, она не смела прикасаться к шаманскому бубну и т.д. Тем не менее ее положение нельзя было назвать бесправным (Харузин, 1890. С. 301-302).
На основании комплексного изучения широкого круга источников по антропологии, археологии, лингвистике и топонимии выяснено, что в становлении саамов приняло участие два генетических компонента: дофинское европеоидное население культуры сетчатой керамики конца эпохи бронзы и носители поволжской культуры начала раннего железного века, говорившие на древнефинском языке и обладавшие европеоидно-монголоидными особенностями физического строения.
Начало процесса генезиса саамов совпадает с проникновением на Европейский Север в VI—V вв. до н. э. поволжской культуры. В результате контактов поволжской культуры с местной культурой сетчатой керамики образовалась древнесаамская культурно-историческая общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо, или «арктической», в северных Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском п-ове. Возникновение и распространение археологических культур совпадает с возникновением саамского языка, распространением саамской топонимии, становлением лопарского антропологического типа.
Б.И.Кошечкин. Прибалтийско-финские народы России.
М. Наука 2003.
Саамы п. Ловозеро. 1910 год. (фото Густава Халлстрёма).
Саамы с давних времен привлекали немалое внимание исследователей, но изучение их истории и этнографии шло крайне неравномерно. Сведения о "русских лопарях" долго поступали лишь от немногочисленных путешественников, маршруты которых, повторяя друг друга, охватывали преимущественно узкую полосу "Кольского тракта", проходившего по берегам оз. Имандра и долинам рек Нивы и Колы. Публикации их наблюдений рассеяны по страницам различных журналов и трудов научных обществ. Лишь к 1890 г. появилась первая отечественная монография по этнографии Русской Лапландии (Харузин, 1890), а в 1930 г. - первый обзор литературы, посвященный лопарям (Шмаков, 1930). Мы попытались кратко изложить историю изучения Кольских саамов.
М.Г.Косменко. Традиционная культура финно-угров и соседних народов.
Международный симпозиум. П-ск, 1997
Проблемы древней, в частности, этнической истории саамов привлекали внимание историков, лингвистов, археологов, этнографов, антропологов. Впрочем, этноисторические выводы в конкретных дисциплинах зачастую неоправданно широки, иногда противоречивы. В основе многих построений в некоторых науках, особенно в археологии, лежит убеждение о жесткой взаимосвязи между различными сферами жизнедеятельности этносов, однако этот постулат невозможно признать в качестве общего правила. Более близок реальности такой подход к изучению этнической истории саамов, который допускает относительную самостоятельность изменений различных признаков этноса. Он усложняет методику этноисторических реконструкций, в том числе решение проблем сопоставления данных о культуре, языке, расовом облике саамов, но создает предпосылки для построения более адекватных, синтетических моделей этнической истории.
12
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.