И.И.Муллонен. Прибалтийско-финские народы России М.
Наука 2003
Территория расселения. В настоящее время вепсы расселены тремя основными группами на территории Межозерья - между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Одна группа северных (или прионежских) вепсов живет на юго-западном побережье Онежского озера, при устьях впадающих в него небольших рек, вторая - в верховьях южных притоков Свири и в северном Белозерье, третья - в верховьях р. Лидь.
В прошлом вепсский ареал был значительно обширнее. Древняя весь сформировалась, как позволяют считать археологические и лингвистические материалы, на территории южного Приладожья. Позже, в I тысячелетии н.э. вследствие продвижения на Север славян весь была оттеснена в восточном направлении (Седов, 1997; Itkonen Т. I., 1983). Для реконструкции древнего вепсского ареала немалую роль играют топонимические данные, которые нами рассматриваются подробнее.
А.М. Пашков Петрозаводский государственный университет
К началу XIX века наука ничего не знала о существовании в лесах северных губерний России небольшой народности — вепсы, потомков летописной веси. Историк Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (работа над этим томом была закончена им в 1805 году, а книга вышла в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» [Карамзин, 1988, с. 31].
После присоединения Финляндии к России в 1809 году финские ученые получили возможность изучать финно-угорские народы России. Впервые о веси сообщил финский ученый Иоанн Андреас Шёгрен (в России его звали Андрей Михайлович) [Branch, 1973, р. 291]. В 1824 году, в ходе путешествия «для исследования обитающих в России народов финского племени», он посетил Олонецкую губернию. В отчете о своем путешествии А. М. Шёгрен назвал вепсов «чудью» (этот термин стал затем официальным названием вепсов до 1917 года) и описал их открытие так: «...я открыл особое племя, доселе вовсе неизвестное ученым, и тем более заслуживающее внимания, что оно и поныне у соседственных россиян именуется чудью. Сия чудь говорит особым наречием, приметно отличающимся от смежного олонецко-карельского; ибо сходствуя по существу своему с соседственным финско-карельским, оно приближается к южному главному наречию финнов». В конце 1826 года А. М. Шёгрен вновь обратился к изучению вепсов. В отчете он писал: «...я в исходе ноября оставил Вытегру и вдоль западного, доселе еще по большей части чудью обитаемого берега Онеги, вторично следовал в Петрозаводск... В исходе декабря чрез Олонец, Лодейное Поле и лежащую к югу от сего последнего, уже в 1824, но только мельком мною посещенную чудскую область, поверяя и распространяя дорогою свои идеи об отношении олонецких карелов и чуди как к финнам вообще, так и к более известным мне теперь племенам лапландским. В древнем Белозерске, куда я прибыл во второй половине января 1827, посетил еще дорогою Новоезерский монастырь, я также против чаяния нашел мало письменных документов, но тем более отдельных намеков и следов к пояснению встречающейся у Нестора веси, народа, коего потомки еще поныне существуют в так называемой чуди, но с каждым годом более исчезающем, сливаясь с главною массою российского населения».
Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
Сведения о племени (или области) весь уходят в далекое прошлое. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде "О происхождении и деяниях гетов" он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя "васинабронки" (Vasinabronkas) (Иордан, 1960. С. 89) (Некоторые исследователи пытались связать с древней весью племена оссиев, упомянутых Плинием Старшим и Птолемеем Клавдием. В настоящее время это признано ошибочным (примеч. ред.).. Комментатор Иордана Б.Ч. Скржинская перевела термин "васинабронки", представив его, как "весь в местности Абронкас" (vas in Abronkas) (Иордан, 1960. С. 265). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б.А. Рыбаков считали, что в термине "Абронкас" следует видеть искаженное название "Биармия" или "Пермь" (Полулегендарная страна северных финноязычных народов, известная по скандинавским источникам.). (одна из версий о происхождении Биармии – здесь). Исходя из этого Б.А. Рыбаков полагал, что сочетание "васинабронки" следует переводить как "весь из Биармии", "биармийская весь" или "весь-биармийцы" (Ловмянъский, 1985. С. 185; Рыбаков, 1987. С. 33).
Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Он был каноником в Бремене при архиепископе Адальберте и возглавлял соборную школу этого города. В то время Гамбургско-Бременское архиепископство было самым большим в католическом мире и включало всю Скандинавию, Исландию и Гренландию. По выражению английского специалиста по географической науке средневековья К. Бизли, "Адальберт превратил Бремен в северный Рим, а свой двор сделал крупнейшим центром северной науки" (Beazley, 1901. Р. 517). Поэтому Адам Бременский оказался в самом благоприятном положении для сбора сведений по географии и истории Северных стран.
Кочкуркина. Народы Карелии: история и культура.
Петрозаводск 2004
На рубеже I-II тысячелетий н.э. юго-восточное Приладожье (Ленинградская область) и южная часть Карелии были заселены прибалтийско-финским народом, названным в письменных источниках весью. Литература, посвященная истории народа и его происхождению, обширна. Еще русский историк Н.М. Карамзин (1989, с.98) в конце XIX в. писал, что Весь, как и Меря и Мурома, «обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру». В 40-50-е гг. XX в. об «исчезнувшем народе веси» и его полной ассимиляции продолжали писать в научной и учебной литературе.
Согласно теории возникновения вепсского народа, сформулированной языковедом Д.В. Бубрихом (1947), прибалтийско-финское племя Vepsii сформировалось около IX в. в юго-восточном Приладожье в районе устьев рек Волхова и Свири, а затем стало заселять Белое и Онежское озера, Заволочье и Олонецкий перешеек. Предположение, основанное только на языковых материалах, не могло удовлетворить исследователей.
Вепсы - один из народов, принадлежащих к прибалтийско-финской языковой семье, их язык относится к ее северной группе и наиболее близок к карельскому, ижорскому и финскому. По данным переписи 1989 г., вепсов в России насчитывалось 12 142 человека. За пределами РСФСР жило 1199 вепсов. Вепсы не имеют единой этнической территории, а расселены тремя группами. Северные, или шелтозерские вепсы занимают юго-западное побережье Онежского озера, расположенное в пределах Республики Карелия (5864 человека). Вторая группа - средние вепсы - живет на территории Ленинградской области, в верхнем течении рек Оять и Капша с их притоками (4273 человека). Третья, или южная группа вепсов живет в Вытегорском районе Вологодской области (728 человек).
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.