(соматология (автор Г.А. Аксянова),
Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
Материалы по физической антропологии прибалтийско-финских народов и саамов собирались в разное время разными исследователями, так что численность выборок по разным системам признаков неодинакова, что несколько затрудняет комплексный сравнительный анализ.
Однако имеющиеся данные в целом достаточны, чтобы дать общее представление об антропологической характеристике финноязычных групп рассматриваемого региона. Необходимо упомянуть, что в литературе есть и опубликованные ранее работы (в частности, авторов настоящей публикации), содержащие более подробный, узко специальный анализ тех же материалов, это отражено в прилагаемой библиографии. В настоящей публикации предлагается более общедоступный вариант изложения в расчете прежде всего на читателей-историков. Поэтому в нее не включен табличный и иллюстративно-аналитический материал и авторы ограничились описанием результатов вариационно-статистической обработки со ссылками на соответствующую литературу. В предлагаемом разделе публикуются данные нескольких систем признаков, имеющих различную биологическую природу и формировавшихся в разное время, в силу чего нельзя ожидать полного совпадения полученных по ним результатов. Однако читатель, внимательно ознакомившийся с каждой из предлагаемых статей, неизбежно придет к выводу о существовании общей внутренней логики представленных для разработки проблем этногенеза антропологических материалов, которые в историческом плане хорошо дополняют друг друга, обеспечивая достоверность их анализа.
Н.В.Шлыгина. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
…Все рассматриваемые народы за исключением саамов были земледельцами, и основу их жизнеобеспечения составляли хлебопашество и животноводство.
Но скудость почв практически во всем ареале, а также суровость северных природных условий требовали поиска дополнительных источников средств к существованию. В известной мере это были древние занятия - отчасти охота и собирательство, но в первую очередь подспорьем служила рыбная ловля. Рыболовство было развито как пресноводное - регион изобилует реками и озерами, так и морское - как в Финском заливе, так и Белом море. Немалую роль в хозяйстве играли также лесные промыслы, а с течением времени все большую роль приобретали различные формы отходничества.
Природные условия существенно повлияли на такую отрасль материальной культуры, как транспортные средства. Изобилие водных путей, с одной стороны, и обширные заболоченные пространства, с другой, обусловили хорошее развитие водных средств передвижения и замедленное развитие колесного транспорта. Отсутствие сети проезжих дорог определило устойчивость традиций пешего передвижения и транспортировки грузов на себе, передвижения зимой на лыжах, длительного сохранения примитивных волокуш, использования летних саней. Волокуши долго сохранялись даже в Петербургской губернии, так же, как и двуколки, более пригодные на местных песчаных почвах.
из статьи В.А. Тишко, С.В.Чешко. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
... Так, в частности, прибалтийско-финские народы России формировались и развивались в тесных контактах между собой и со славянским населением.
В результате у них сложились во многом сходные культурные комплексы, этнокультурные процессы шли в значительной мере в одном русле, одной из доминант их развития на протяжении последних столетий была аккультурация в общероссийском пространстве под воздействием главным образом русской культуры.
В отечественной исторической науке неоднократно исследовался вопрос о взаимодействии славян и финноязычных народов. Тот факт, что Российское государство уже изначально формировалось как полиэтничное, втягивая в свой состав и в орбиту своего влияния различные, в том числе финские племена, не вызывал сомнения ни у кого из исследователей, начиная с Н.М. Карамзина (Карамзин, 1842). Летописи сохранили об этом достаточно богатый и достоверный материал. Так, Повесть временных лет, составленная в начале XII в., дает перечень волжско-финских и прибалтийско-финских народов, находившихся в той или иной форме политического союза или зависимости от славян. Это - чудь, весь, меря, черемисы, мордва, пермь, либь (ливы), югра .
Н.В.Шлыгина. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
…прибалтийско-финским народам России, к числу которых относятся карелы, вепсы, российские финны, водь и ижора.
В него включены также и саамы, язык которых представляет особую ветвь финно-угорских языков. Но при этом прибалтийско-финские народы и саамы с незапамятных времен жили и живут сегодня в непосредственной близости друг к другу, что определяло их вековые контакты и культурный обмен в различных областях традиционного быта. Языковая общность прибалтийско-финских народов, их принадлежность к одной ветви финно-угорских языков сама по себе свидетельствует об их единых в далеком прошлом генетических корнях. Их сопредельное расселение и непосредственные контакты определяли также немалое сходство в различных областях традиционного быта. Тем не менее, каждый из этих народов представляет особый этнос, со своим языком, этническим самосознанием, отличительными чертами народной культуры.
Косменко М.Г., Кочкуркина С.И. Археология Карелии. Петрозаводск 1996.
Современная ситуация в области изучения древней этнической истории характеризуется широким признанием того факта, что археология располагает ограниченными возможностями воссоздания истории различных древних сообществ, в том числе этносов.
Археологические материалы являются источником фрагментарных сведений по истории древней культуры, тогда как понятие народ, этнос гораздо шире и многограннее. Это тип человеческих сообществ, обладающий всей суммой признаков различного порядка — от физического облика людей до мельчайших деталей материальной и духовной культуры, которые отличают его от других этносов или роднят с ними. Но критериями выделения этносов служат такие относительно устойчивые, массовые черты, как язык, самосознание, занимаемая территория; прямых сведений об этом археологические источники не содержат. Поэтому выяснение этнической принадлежности различных типов древностей представляет собой процесс достаточно сложных изысканий, сопряженных с решением ряда существенных теоретико-методологических проблем.
12
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.