Алексей Конкка
Культурные процессы в Карелии Петрозаводск. 1986
Культ растительности в различных его проявлениях - от сакрализации отдельных видов растений до дерева (или части его) в функции обрядового символа - практически универсален. Почти столь же универсальна и идея дерева, лежащая в основе представлений о строении Вселенной.
В.А. Агапитов, И.В.Мельников
Обряды и верования народов Карелии П.1992
И. В. Мельников,
ИАЭМЗ "КИЖИ"
Вестник краеведческого музея. Выпуск 2. П-ск 1994
В настоящее время на территории Карелии открыт ряд памятников археологии, которые исследователи связывают с древнейшей религиозной практикой. Терминологически они могут быть определены как культовые комплексы. Предварительно их можно разделить на две группы. Первая - эта комплексы т. п. камней- "сеидов", для которых характерно расположение на скалистых, доминирующих над окружающей местностью вершинах; сопутствие собственно сеидам различного рота иных каменных сложений, отсутствие четко фиксируемого культурного слоя (о-ва Белого моря в устье реки Кемь, гора Воттоваара, гора Кивакка) (2). Вторая группа - это памятники типа объектов, составляющих культовый комплекс Пегрема XL (1), который, в отличии от упомянутых выше памятников, по своему высотному расположению никак не выделяется в современной ландшафтной среде.
И. С. Манюхин.
Кижский вестник №7 П.2002
Лабиринт - мировой символ с трехтысячелетней историей. Идея ла-биринта имеет самые разные формы проявления: предметные, словесные, обрядовые. Это орнаменты и рисунки, искусственные ходы и дорожки, устройство подземных и наземных зданий, танцы, игры, религиозная и нравственная символика, сказания и повести наподобие древне-греческого мифа о Тезее и Минотавре.
А. Я. Мартынов
Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики М. 1990
Святилища Соловецких островов представляют собой комплексы культовых и погребальных памятников и наряду с традиционно известными (погребения, наскальные изображения, костяная скульптура, фигурный кремень материковых культур) являются важным источником для реконструкции религиозных представлений древнего населения Севера Европейской части СССР. За 60 лет изучения археологических памятников Соловков на них открыты остатки нескольких святилищ: самое большое из них (410 каменных груд, 13 лабиринтов и "прочие каменные выкладки") располагается на вершине и склонах горы Сигнальной Большого Заяцкого острова; святилище на мысе Лабиринтов Анзерского острова состоит из 4 лабиринтов и 42 каменных куч; в комплексе каменных сооружений в районе Школьной губы Большого Соловецкого острова зафиксировано три лабиринта, "вентерь" и 5 каменных груд. Остатками разрушенных когда-то святилищ следует, очевидно, считать одиночные лабиринты и каменные кучи на мысе Колгуй о. Анзер, на западном побережье Б. Соловецкого острова и в других местах.
M. M. Шахнович
Итоги работ в 1993 году. КГКМ, г. Петрозаводск
За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987-1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника - "святилища" на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.
Титов Юрий Владимирович П-ск 1976
На крайнем севере, где живут саамы, нет другого народа, историю и этнографию которого изучают уже более четырехсот лет. Десятки ученых посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой этих северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно.
Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой познавательный и научный интерес. В основе их дохристианских верований лежали тотемистические представления, культ гор, камней, деревьев, животных и обожествление различных явлений природы. Особенно распространено было поклонение священным камням - сеидам.
Следы культа камней в той или иной мере обнаруживаются у всех народов тундровой зоны Евразии, от Кольского полуострова до Камчатки. Издавна русские, а затем и советские исследователи обращали внимание на оригинальные каменные сооружения - лабиринты и сеиды. "Что ни гора, что ни озеро - всюду легенды об этой зачарованной земле",- писал известный советский этнограф Владимир Чарнолуский.
И.С. Манюхин.
Археология Карелии П-ск 1996
Ключевым вопросом для атрибуции культовых сооружений является их датировка, а шире, взаимосвязь с определенными археологическими культурами. Хронология памятников опирается на высотные датировки, археологичес-кие находки с территории отдельных комплексов и некоторых сложений, материалы расположенных рядом поселений и этнографические сведения. В эпоху раннего металла береговые линии Белого и Баренцева морей не испытывали существенных перемещений и имели тенденцию к регрессии. Контуры побережий в течение этого периода приближались к современным. Большинство лабиринтов находятся на высоте от 2—3 до 7—9 м у современной береговой линии, сформировавшейся не ранее рубежа нашей эры, или на высоте первой морской террасы, возникшей в VIII—V вв. до н.э. (Девятова, 1976, с. 109—111). Отдельные сеиды, каменные кучи и небольшой культовый комплекс о.Лодейного в архипелаге Кузова также находятся на высоте 2—3 м и не могут быть датированы ранее рубежа нашей эры.
И.С.Манюхин
Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003
В Финляндии, Швеции и Норвегии саамским культовым местам посвящена большая литература, начиная с описаний их христианскими миссионерами в XVII в. до обобщающих работ современных авторов. Выявлены многие сотни мест поклонения. В своем большинстве это природные объекты - горы, утесы, камни, ущелья, пещеры, гроты и щели в скалах, озера, реки, родники, пороги и водопады, мысы и перешейки. Лишь небольшую долю составляют искусственные сооружения - часть рукотворных сеидов, лабиринты, жертвенные площадки. В отечественной литературе тема саамских культовых мест представлена слабее. Описания священных гор, сеидов и лабиринтов есть в работах Н.Н. Харузина, В.Ю. Визе, В.В. Чарнолуского, Д.А. Золотарева, Н.Н. Гуриной, Ю.В. Титова, И.М. Мулло, А.А. Куратова и др. Общее количество таких мест невелико, а источники касаются в основном района Кольского полуострова, хотя география памятников шире и включает в себя Соловецкие острова Архангельской области и Карелию. Целенаправленное изучение культовых памятников лопарей на территории Карелии, проведенное в последнее время, позволяет поставить вопросы, актуальные для изучения подобных древностей Фенноскандии (Манюхин, 1996. С. 343-361).
С.И. Кочкуркина
Народы Карелии: история и культура. П-ск 2004
Древнюю культуру саамов на территории Карелии, как считают некоторые исследователи, характеризуют памятники, представленные сооружениями из камней - сеидами, лабиринтами, каменными кучами, чаще всего без находок. Эти разные по конструкции сооружения встречаются в составе единых комплексов. Но культовое значение своеобразных памятников, как и их принадлежность к саамам, еще требует серьезных научных доказательств. Под сеидом подразумевают идола - в основном из камня, реже из дерева. Каменный идол мог быть естественной скалой, напоминающей человека или животное, или же искусственным сооружением из нескольких камней, как правило, большого валуна с подставленными под него или положенными сверху небольшими камнями (сеиды на "ножках" или с "головками"). Искусственные сеиды более характерны для востока Русской Лапландии и не получили широкого распространения у западных саамов, где в основном почитались естественные камни. Лабиринты представляют собой округлые выкладки, состоящие из множества камней, выложенных в виде концентрических кругов, образующих извилистые спиралеобразные дорожки, ведущие к центру сооружения. На севере Европы известны около 500 таких памятников.
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.