Палайгуба XV


И. В. Мельников,
ИАЭМЗ "КИЖИ"


Вестник краеведческого музея. Выпуск 2. П-ск 1994

В настоящее время на территории Карелии открыт ряд памятников археологии, которые исследователи связывают с древнейшей религиозной практикой. Терминологически они могут быть определены как культовые комплексы. Предварительно их можно разделить на две группы. Первая - эта комплексы т. п. камней- "сеидов", для которых характерно расположение на скалистых, доминирующих над окружающей местностью вершинах; сопутствие собственно сеидам различного рота иных каменных сложений, отсутствие четко фиксируемого культурного слоя (о-ва Белого моря в устье реки Кемь, гора Воттоваара, гора Кивакка) (2). Вторая группа - это памятники типа объектов, составляющих культовый комплекс Пегрема XL (1), который, в отличии от упомянутых выше памятников, по своему высотному расположению никак не выделяется в современной ландшафтной среде.Его специфической особенностью является то, что культурный слой - каменные кладки, очаги, кострища, охристые линзы, в ряде случаев, видимо, являющиеся погребениями, немногочисленные кремневые и сланцевые изделия хозяйственно-бытового назначения, керамика с примесью асбеста - в основном , локализовался вокруг различного размера камней-валунов (общее количество более 100), в ряде случаев имеющих зооморфную форму и несущих следы грубой оббивки. Причем даже на небольшом удалении от них (в 2-3 м) следы сплошного культурного слоя уже не прослеживались, встречались лишь отдельные охристые линзы вытянутой овальной формы, обычно определяемые как погребения. Имея в виду эту особенность, нами были проведены изыскания на предмет возможного выявления аналогичных объектов в иных местах Пегремского комплекса. То есть прибрежного участка территории к северу от д. Пегрема (3X1 км), с памятниками археологии, где предполагается создание археологического музея-заповедника. Шурфовка производилась около камней-валунов, особенно тех, которые чем-либо (форма, размеры) выделялись из окружающего ландшафта. Ниже приводится информация об одном таком объекте, который находится в 2,5 км к северу от д. Пегрема, вблизи широкой лесной тропы, ведущей от деревни к заливу Палайгуба.

Шурф (4X4 м) был заложен у гранитного камня-валуна неправильной округлой формы высотой 0,7 м, диаметром у основания 1,8 м и длиной по периметру у основания 5,5 м (неправильная форма раскопа обуславливалась необходимостью вывести за его пределы мощную сосну). Под дерном (0,07-0,1 м) и подзолом (0,05 м) выявилось локализующееся вокруг камня пятно красновато-коричневого цвета, выходящее в северо-западной части (далее - СЗ) за пределы раскопа, ввиду чего он был расширен (общая площадь составляла 20 кв. м) (рис. 4). Упомянутое пятно v СЗ сторон камня имело ширину 0,3-0,5 м, у ЮВ, Ю, 3 и СЗ сторон расширялось и составляло 1 -1,5 м. Пятно имело нечеткие контуры, интенсивность окраски ослабевала по направлению от камня к внешней границе слоя, сама граница слабо выделялась па фоне подстилающего песка. К СЗ от валуна пятно имело насыщенную красную окраску. За его пределами, к В, Ю, 3 и СЗ от валуна были встречены слабые вкрапления угля, к СЗ, ЮВ и 3- слабо выраженные красноватые пятна диаметром до 0,4 м. В непосредственной близости от камня - с СЗ, С, В и ЮВ сторон - выявились скопления камней-сколов с данного камня. У С и СЗ части было выявлено 9 крупных сколов и несколько мелких, v В - 3 крупных, у ЮВ - 2 крупных. Два скопления небольших валунов находились на некотором удалении от камня - к Ю (3 камня) и З (6 камней).

В процессе выборки красновато-коричневого слоя оказалось, что в разных участках раскопа он имел разную мощность. Так, у 3 и ЮЗ сторон камня имелось западание красновато-коричневого песка размером 2,2X0,5-1X0,2-0,4 м. Другое западание, размером 0,3X0,15X0,2 м выявилось у ЮВ стороны камня. В иных участках мощность красновато-коричневого песка не превышала 0,1 м. Далее шел подстилающий слой - моренные отложения в виде светло-желтого песка с примесью гальки. К СЗ, 3, ЮЗ, Ю и В от валуна были прослежены маломощные зольно-углистые линзы. Одна из них (к ЮЗ) непосредственно примыкала к валуну. К СЗ от валуна выявилась красная охристая линза, размером 0,8X0,45м и глубиной 0,5 м.

При выборке слоя в большом количестве встречались гальки без следов обработки. К ЮЗ от валуна, в западании красновато-коричневого пятна была обнаружена единственная находка - обломок заготовки сланцевого орудия со следами охры на одной из сторон. Такова фактическая сторона вопроса. Конечно, давать хронологическую или, тем более, культурную интерпретацию данного объекта не представляется возможным. Типологическое сходство его и культового комплекса Пегрема XL видится достаточно очевидным, однако, веских основании для отнесения его к тому же периоду (поздний энеолит) нет. Нужно учитывать, что он располагается на значительном удалении от Пегремы XL, на гораздо более высокой террасе, в районе мезолитических местонахождений кварцевых орудий. Открытым представляется нам и вопрос о функциональной интерпретации данного объекта, хотя указанное сходство с комплексом Пегрема XL может свидетельствовать о его культовом характере. Можно высказать предположение, что с обнаружением типологически близких памятников, Пегрема XL и Палайгуба XV мы соприкоснулись с особым типом археологических памятников в Карелии. Вероятно, они связаны с древнейшей религиозной практикой и характеризуются специфическим культурным слоем, который локализуется вокруг отдельных камней-валунов в виде охристых линз, кострищ, каменных кладок и пр. Это предположение может быть проверено путем целенаправленных разведочных работ, с учетом отмеченной специфики расположения данных памятников, прежде всего, в районах нахождения поселений с асбестовой керамикой.

И последнее: Пегрема XL и Палайгуба XV - памятники довольно оригинальные, даже необычные. Их открытие естественно может вызвать различные вопросы и неоднозначные суждения. В этом отношении хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Сопутствие камням и скалам устной фольклорной традиции, совершение около них различного рода религиозных обрядов - явление широко распространенное, особенно, в регионе Северной Евразии. Мы уже обращали внимание на возможность отнесения данного явления к числу универсальных составляющих религий традиционных обществ этого региона (3). На территории Карелии традиция почитания камней была сильно развита и прослеживается, по крайней мере, со времени раннего средневековья (4). В связи с этим, возможное обнаружение подобных памятников, относящихся к более раннему времени, нельзя рассматривать как нечто удивительное, не соответствующее имеющимся в религиоведческой науке представлениям о характере и специфике развития традиционной религии. Можно сказать, что открытие подобных памятников на территории Карелии, по крайней мере применительно к периоду энеолита - железного века, более естественно, чем их отсутствие в указанное время.
Литература

1. Журавлев А. П., Мельников И. В. Культовый комплекс Пегрема XL // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1993, с. 145-151.
2. Манюхин И. С., Шахнович М. М. Культовые комплексы древних саамов на территории Северной Карелии // Памятники древних культур лесной полосы Евразии. Петрозаводск, 1993, с. 82-86.
3. Мельников И. В. Радколье // Миграции и связи древних обществ лесной полосы Евразии в эпоху камня - раннего металла. Петрозаводск, 1993, с. 33-36.
4. Мельников И. В. О культовых камнях на территории Карелии // Заонежский сборник. Петрозаводск, (в печати).



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО