М.Г.Косменко. Традиционная культура финно-угров и соседних народов.
Международный симпозиум. П-ск, 1997
Проблемы древней, в частности, этнической истории саамов привлекали внимание историков, лингвистов, археологов, этнографов, антропологов. Впрочем, этноисторические выводы в конкретных дисциплинах зачастую неоправданно широки, иногда противоречивы. В основе многих построений в некоторых науках, особенно в археологии, лежит убеждение о жесткой взаимосвязи между различными сферами жизнедеятельности этносов, однако этот постулат невозможно признать в качестве общего правила. Более близок реальности такой подход к изучению этнической истории саамов, который допускает относительную самостоятельность изменений различных признаков этноса. Он усложняет методику этноисторических реконструкций, в том числе решение проблем сопоставления данных о культуре, языке, расовом облике саамов, но создает предпосылки для построения более адекватных, синтетических моделей этнической истории.
2. Будучи наиболее предпочтительным,сравнение динамики изменений в различных сферах саамского этноса в настоящее время затруднено из-за их неодинаковой изученности, а также объективной специфики разнохарактерных материалов. В лингвистике, этнографии, антропологии выводы основаны преимущественно на исследовании современных материалов методом «пережитков». Здесь сложилось достаточно устойчивое представление о неоднородности истоков языка, культуры, расового облика саамов, которые сохранились ныне только на северной периферии обширного древнего ареала в Восточной Фенноскандии, включая Карелию. С разной степенью отчетливости у современных саамов выделяются два основных древних компонента: местный или западный и инородный, восточный, если не считать следы более поздних влияний. Однако проблемы хронологии этих и других явлений перечисленные науки самостоятельно решить не в состоянии.
3. Дисциплины, изучающие древние материалы, - историческое источниковедение, археология, топонимика - с разной степенью полноты и достоверности воссоздают реальные контуры истории культуры и языка саамов. Сведения исторических источников крайне ограничены, но они фиксируют наличие саамов на северо-западе Европы на рубеже н.э. Археология не располагает собственными критериями опознания саамских культур. Археологические материалы свидетельствуют, что отдельные признаки культуры современных саамов имеют различный возраст, вплоть до каменного века. Но комплекс черт культуры, свойственный саамам, сформировался только в раннем железном веке (I тыс.до н.э.) в результате процесса гибридизации ананьинской культуры приуральского происхождения и местной культуры сетчатой керамики. Эти данные не расходятся с выводами антропологов, этнографов, многих лингвистов, а уточняют хронологию процесса смешения западного и восточного компонентов саамского этноса. Топонимика не в состоянии точно датировать время формирования основных пластов и типов древних названий. Есть основания полагать, что именно культуры ананьинского пласта железного века соотносятся с саамским пластом топонимии, по крайней мере, на юге Карелии. Историческая динамика сложения саамского пласта топонимии изучена пока слабо, но очевидно, что древнеуральские элементы здесь выражены не столь четко, как в древней культуре.
4. Несмотря на то, что многие детали и вопросы этнической истории саамов остаются неясными, уже сейчас очевидно гибридное происхождение данного этноса, который начал формироваться в I тыс. до н.э. По сравнению с прибалтийскими финнами, у саамов более четко выступают древние компоненты местного и восточного происхождения в культуре, языке, расовом облике, что свидетельствует о консервативном пути развития этноса, по меньшей мере на северной периферии ареала.
Происхождение саамов по данным археологии
Проблема происхождения саамов одна из центральных в археологии Фенноскандии. Еще в 50-70-х гг. XIX века шведским зоологом С.Нильсоном и археологом О.Монтелиусом саамы определялись как очень древние аборигены Севера. В 1929 г. их соотечественником Г.Хальстремом лопари стали впервые рассматриваться как переселенцы с востока. В наше время предпочитают говорить о многокомпонентности саамского этноса, образовавшегося на основе местного и пришлого населения. Акценты на автохтонизме, либо на миграционном факторе сохраняются до сих пор. Среди археологов первую линию поддерживают П.Симонсен, Н.Н.Турина, В.Я.Шумкин, Г.А.Панкрушев, вторую - К.Однер, Б.Ольсен, Е.Баду, К.Мейнандер, М.Хуурре, К.Карпелан, М.Г.Косменко. По-разному определяют и время появления саамов - от мезолита до XVI столетия, хотя большинство авторов предпочитают определять его эпохой железа.
В докладе сделана попытка проследить, отталкиваясь от средневековых древностей, истоки ранней саамской культуры, Средневековые саамские памятники IX-XIV вв. достаточно хорошо изучены на севере Норвегии, Швеции и Финляндии, где найдены десятки поселений этого времени, множество культовых и жертвенных мест. Среди последних отметим 20 кладов ювелирных серебряных украшений, 14 местонахождений предметов из металла: украшений, монет, наконечников стрел. Сохранились сложные системы загонных конструкций из ловчих ям, каменных и деревянных заграждений для охоты на северного оленя. Имеются следы домашнего оленеводства. Все свидетельствует о жизненной активности этноса, связях с соседними народами, накоплении богатств внутри общества.
В России средневековая культура саамов известна хуже. На Кольском полуострове изучены всего несколько поселений этого периода. В Карелии выявлены и исследованы 14 поселений X-XIV вв. в бассейне Онежского озера. Найдены обломки металлических котлов, железные топоры и наконечники стрел, немногочисленные бронзовые украшения и стеклянные бусы.
Саамским может быть признан богатый клад серебряных украшений X-XII вв. с оз.Тавоярви в северо-западной Карелии. В период средневековья, по-видимому, действовали культовые комплексы на островах Кузова Белого моря, вершинах Кивакка и Воттоваара. Сведений о саамских памятниках в других регионах Русского Севера нет.
Более раннее время I тыс.н.э. называется в Скандинавии «пустым» периодом. Промежуток примерно в 400-500 лет с первых веков н э. слабо документирован археологическими материалами. Единственные свидетельства того, что жизнь не затухла, -случайные находки украшений южных типов и железных наконечников стрел. Подобную ситуацию связывают с изменением образа жизни лопарей, превращением их в первые века н э. в поставщиков мехов на внешние рынки. Последнее привело северян к переходу на импортные металлические изделия, в том числе и посуду, отказу от собственной керамики. Новые занятия могли увеличить дробность населения и степень его подвижности, из-за чего культурный слой не успевал образовываться. Общая скудность археологических источников не означает обезлюдивания Севера. Сведения других наук говорят о достаточно длительной и непрерывной истории саамов в Фенноскандии. Для I тыс. н э. нет данных о больших перемещениях другого населения, вторжениях инородных культур.
В эпоху железа (середина I тыс. до н.э. - первые века н э.) с распространением в начале этого периода мощной культурной волны из Волго-Камья изменилась вся культурная карта Севера Европы. Археологические источники позволяют сейчас в общих чертах реконструировать процесс проникновения новой культуры из районов Среднего Поволжья через Верхнюю Волгу к северу -до областей от оз.Белое до Ледовитого океана. С этим импульсом распространились железо, бронзовые украшения и орудия волго-камских типов, своеобразная керамика.
Образовались родственные культуры: позднекаргопольская в северном Белозерье, Каргополье и юго-восточной Карелии; лууконсаари и сяриесниеми-2 в западной Карелии, восточной Финляндии и северной Швеции; «арктическая» на севере Норвегии, Карелии и Кольском полуострове. Они оставлены бродячими охотниками и рыболовами, которые изготовляли керамику, пользовались изделиями из бронзы и железа, а также камня.
Можно полагать, что процесс распространения на северо-запад ананьинской культуры отражает процесс распространения финно-угорских, в том числе и саамского, языков. Она единственная из прочих археологических культур обладает отчетливо выраженными приуральскими чертами. Сопоставление археологических и топонимических культурно-хронологических пластов позволяет соотносить саамскую топонимию с эпохой железа. А.П.Косменко в современном саамском орнаменте выделила древнее ядро узоров, восходящих к орнаментике сосудов эпохи железа Севера. И, наконец, к этому времени относится возникновение культовых мест, почитавшихся в лопарской среде.
И.С.Манюхин. Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Международный симпозиум. П-ск 1997
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.