Этногенез саамов


И.С.Манюхин. Происхождение саамов. П-ск, 2002.

Культуры лууконсаари и кьельмо многими исследователями в России и за рубежом рассматриваются как саамские, но прежде чем описать их, необходимо дать общий обзор по этногенезу саамов в археологии.

Саамский вопрос в археологии Норвегии и Швеции. Взгляды археологов указанных стран тесно связаны друг с другом, поэтому целесообразно привести их вместе. В Скандинавии происхождение саамов являлось частью проблемы происхождения и древней истории норвежцев и шведов. Саамский вопрос обсуждается с момента возникновения скандинавской археологии в первой половине XIX века. Первым обратился к этой проблеме шведский зоолог и этнограф С. Нильсон. На основании сходства древних черепов из мегалитов Южной Швеции и поздних могил Варангера на Севере Норвегии он полагал, что саамы произошли от самых первых жителей Южной Скандинавии.

Первые профессиональные археологи - швед О. Монтелиус и норвежец О. Руг - выделили в Скандинавии две культуры каменного века - южную и северную. Носители северной культуры, так называемого арктического каменного века, признавались лопарями (Montelius, 1874, s. 104: Rugh, 1872, s. 113).

В 1889 г. норвежский этнограф У. Ниельсон высказал мнение о том, что саамы - недавние переселенцы из Юго-Восточной Норвегии. Это была первая точка зрения, где саамы рассматривались как переселенцы. Однако, до появления в начале XX века работы А. В. Броггера, теория О. Монтелиуса об автохтонности саамов главенствовала. А. В. Броггер предположил, что саамы, возможно, и не были потомками носителей арктической культуры, поскольку они не знали ее важных отличительных признаков: сланцевых изделий, керамики и наскальных рисунков (Brоgger, 1909,s. 165-166).

Шведский археолог Г. Хальстрем полагал, что культура каменного века северных Норвегии и Швеции произошла от культуры этого времени Средней Норвегии и Швеции. Саамы же прибыли с востока лишь около 500 гг. до н. э., а их древнейшие поселения находятся в Северной, а возможно, Восточной и Юго-Восточной Финляндии. Лопари заселили Север Скандинавии после того, как он обезлюдел в результате ухудшения климата около сер. I тыс. до н. э. (Hallstrоm, 1929, s. 88).

До настоящего времени теория миграции саамов в шведской археологии преобладает. Изменились лишь представления о времени этой миграции. В 1970-е гг. Э. Баду поместил ее в промежуток времени с 1800 по 500 гг. до н. э. (Baudou, 1974, s. 43; 1977, s. 145). В норвежской археологии теория миграции саамов, благодаря работам А. Броггера и Г. Хальстрема, также получила большую поддержку. Долгое время один только Г. Гьессинг придерживался мнения о преемственности между культурами каменного века Норвегии и историческими саамами (Gjessing, 1935).

П. Симонсен был первым из современных археологов, кто занял иную позицию. Согласно его представлениям, саамский этнос возник примерно около 2000 лет назад, как результат местного развития северноскандинавских древностей (Simonsen, 1961). Развернутые теории саамского этногенеза в Норвегии выдвинули немного позднее К. Однер и Б. Ольсен.

К. Однер поднял вопросы о том, почему возник саамский этнос и как происходила его этническая консолидация. Он полагает, что начало формирования саамов связано с взаимодействием между охотниками Северной Фенноскандии и аграриями южной Финляндии в течение раннего римского периода (0-300 гг. до н. э.). Но окончательное становление этноса относится только к XVI веку и является своего рода реакцией на попытку интегрировать северных охотников для их налогообложения. Выражением этнического единства, по К. Однеру, явилось появление общей погребальной практики во всем саамском регионе к XV—XVI вв., до этого времени отсутствующей (Odner, 1983). Эта точка зрения вызвала возражения со стороны археологов и историков.

Б. Ольсен (Olsen, 1984, 1985) также отмечает, что процесс саамской колонизации произошел благодаря взаимодействию между охотниками Севера и крестьянами Юга в I тыс. до н. э. Первые контакты между северным и южным населением имели место еще в течение раннего бронзового века, а впоследствии экспедиции с юга и юго-востока следовали в течение позднего бронзового и доримского железного веков. В основе взаимодействия лежали потребности охотничьего населения в металле, а аграриев - в мехах и шкурах. Теория Б. Ольсена получила признание как в Норвегии, так и Швеции.

Краткая историография изучения ранней истории саамов в Норвегии и Швеции дана в статьях И. Сторли (Storli, 1986, р. 43-65) и И. Захриссон (Zachrisson, 1993, р. 171-182).



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Новое на сайте




Фото сгоревшей Успенской церкви

Правильный чай

Наши контакты

По телефону

Карелия
+7 (911) 402 74 44

Воттоваара
+7 (921) 227 56 95

или по электронной почте:

[email protected]

 

Подписаться на новости: