Королевство Камбоджа — это одно из немногих мест на планете, которое стоит посетить не только потому, что там сохранилось такое чудо света как Ангкор.
В этой стране многое можно понять, увидев, как живут простые люди. Таких мест на Земле осталось немного.
Самостоятельное путешествие по этой стране, в отличие от Таиланда может быть осложнено, т.к. междугородный рейсовый транспорт, инфраструктура для туристов отсутствует, исключая крупные города. Кхмеры – это не тайцы, им не до улыбок, они заняты выживанием. Банкоматы на каждом углу здесь не стоят, жители на английском не говорят и карты купить сложно. Нужно ещё учесть, что за камбоджийские деньги — риели вам никто ничего не продаст. Иностранец — давай доллары. Меньше доллара ничего для иностранца стоить не может. А сдачу или дадут риелями или не дадут вообще. Поэтому нужно иметь с собой пачку однодолларовых купюр. И очень желательно, чтобы вас встретил на той стороне границы человек, говорящий на языке кхмеров. В противном случае могут быть различные непредвиденные обстоятельства, способные вас огорчить.
Это граница между Таиландом и Камбоджей. Такие деревянные телеги -такси, на которых кхмеры возят через границу людей и багаж. Идти пешком через четыре кордона около километра. Граница проходит через огромный рынок, на котором есть всё, даже военные трофеи. Но, несмотря на четыре кордона, граница довольно прозрачна.
Сам храмовый город Ангкор находится в городе Сием Рип, это оазис среди пустыни разрухи. Город становится настоящим туристическим центром Ю-В Азии: своя авиакомпания, международный аэропорт, прекрасные гостиницы, относительно чистые улицы, нормальные рестораны, гуляющие европейцы, хотя, конечно, основной туристический поток здесь из Китая. Посмотреть Ангкор подавляющее большинство туристов прилетает на самолётах, они видят красоту, богатые отели, подсвеченные деревья, реку с храмами на берегах. Сием Рип - это своеобразные ворота в тысячелетние руины храмов Ангкорской эры Кхмерской империи.
Археологический парк «Ангкор» охватывает множество руин храмов таких, как Bayon, Banteay Srey и легендарный Angkor Wat, чья художественная и археологическая значимость, а также визуальное воздействие, которое они оказывают, ставят эти храмы в один ряд с Maчу Пикчу и Tадж Maхaл.
Но, чтобы увидеть реальную Камбоджу, надо проехать по ней на машине. Такую огромную разницу между городом и деревней, такую ужасающую нищету простых людей, грязь и разруху можно увидеть, наверное, только в России. Разница примерно как между Тверской улицей в Москве и леспромхозом в нашей глубинке.
Камбоджа, конечно, делает очень быстрые шаги к «цивилизованному обществу», но даже до благополучного соседа – Таиланда ей ещё очень далеко.
Руководство страны делает планомерные шаги по изменению направленности мышления своего народа, количество которого уменьшилось за время правления Пол Пота минимум на четверть. Везде, даже в деревнях висит наглядная агитация — призывы к переходу к мирной жизни, к сдаче оружия властям.
Наглядный пример плаката, символизирующего переход общества от тени к свету.
Много искалеченных людей, инвалидов. Мины – страх родителей за детей. Очень много людей погибло на минных полях.
По полностью разбитым дорогам ходят наши КАМАЗЫ с прицепами, другие грузовики долго не выдерживают. Дороги как после бомбёжки.
Население в деревнях живёт в соломенных хижинах и домах, построенных из подручных материалов. Люди живут вдоль дорог постоянно в пыли, шуме. Электричество далеко не везде. Но над некоторыми хижинами стоят телевизионные антенны. Кхмеры очень любят жечь костры, вода и огонь для них имеют сакральное значение. В деревнях вечером во многих дворах горит огонь.
Сам Ангкор, город храмов, культовых мест, бывших королевских дворцов состоит из более чем 170 объектов, находящихся в округе города Сием Рип. Для того, чтобы подробно ознакомится со всеми объектами понадобится не менее недели при наличии транспорта. Это, без преувеличения, одно из чудес света. Для человека знания это информационный портал.
Храмы расположены в определённом порядке, сориентированы по сторонам света, созвездиям, которым поклонялись цивилизации, строившие эти храмы. Большое значение в этом ориентировании играет созвездие Орион. Основные храмы расположены так, что их центральные купола в определённые культовые дни становились антеннами, направленными на конкретные звёзды. Ангкор - это гигантский космознак, несущий информацию во Вселенную и способный получать её назад, при условии наличия определённого количества людей, достигших в своём духовном развитии возможности работать с такими мощными энергетическими потоками.
Древние жрецы, использующие эти фундаментальные сооружения имели сложнейшую систему работы с энергиями и управления социумом. Об этих знаниях говорит каждый камень, каждый купол, каждая фреска в культовых сооружениях. Этот храмовый город - одно из важнейших древних сакральных мест на планете, наряду с пирамидами древнего Египта, северными культовыми местами вулканического происхождения и культовыми городами древних Центральноамериканских народов.
И современный человек, вооружённый сложной компьютерной техникой, может понять только ничтожную долю того знания, которым обладали древние кхмеры и те, кто жил в этих местах до них.
Южные ворота.
Масштабы, точность архитектурного проектирования, технологии строительства, красота пейзажа впечатляют человека, впервые попавшего в эти места.
Культовые сооружения Ангкора имеют различные стили архитектуры, возраст, назначение, главенствующую религию, степень разрушения.
Конец 12 в. н.э. Религия: буддизм. Стиль: байон. Гигантские каменные лица Байона стали одними из самых узнаваемых образов классической кхмерской культуры и архитектуры. 37 башен сохранились до сегодняшних дней (было по разным оценкам от 49 до 54), на большинстве из которых высечены лица в направлении 4-х сторон света, на некоторых башнях лишь 3 и даже 2. Храм символизирует центр вселенной и империи.
Это жертвенник, имеющий важное культовое значение. На этом камне осуществлялось совокупление мужчины и женщины, если они хотели зачать «правильного» ребёнка.
Середина 11 в. Религия: индуизм. Стиль: Baphuon. Храм-гора в центре большого Ангкора. Уникальные вырезанные животные вдоль дороги, ведущей к входу, огромная статуя лежащего Будды с западной стороны.
Конец 10 – начало 11 вв. Религия: буддизм. Стиль: Kleang. Королевский храм. Легенда гласит, что золотая башня находилась в центре храма и была населена змеями, которые могли превращаться в женщин. Королю Ангкора было необходимо заниматься любовью со змеей каждую ночь, чтобы несчастья не обрушивались на него и его королевство. Реставрацию храмов ведут французы на французские и индийские деньги.
Конец 12 в. Религия: буддизм. Стиль: Bayon. Длинная терраса в сердце центрального Ангкора, откуда открывается прекрасный вид на королевскую площадь, была фундаментом павильонов для приемов. Вырезанные слоны на стенах дали нынешнее название.
Середина 12 – начало 13 вв. Религия: буддизм. Стиль: Bayon. Этот монастырский комплекс только частично очищен от джунглей, массивные деревья вросли в башни и коридоры храма.
Барельефы, изначально изображающие Будду под деревом. Позднее изображение Будды уничтожено индуистами.
Один из сохранившихся самых древних храмов. Очень сильное место. Особо рекомендуем посетить. Начало 10 в. Религия: индуизм. Стиль: Bakheng. Уникальные кирпичные барельефы, необычное расположение 5 кирпичных башен в один ряд (для разных людей). Содержится большое количество скульптур Вишны и Лакшми (его супруги). В центральном святилище изображен Вишна, в его четырех руках находятся атрибуты: диск, лотос, мулава, раковина, также на стене – 6 рядов служителей и над ними крокодил.
Значение служителей и рептилии до сих пор не раскрыто, но связано с сектой вишнуитов.
Самая важная достопримечательность Камбоджи. Начало-середина 12 в. Религия: индуизм. Стиль Angkor Wat неповторимый и уникальный, являющийся ядром идентичности для бренда королевства. Предмет вдохновения для людей искусства. Храм - гора. Посвящен индуистскому богу Вишне. Нетипичная ориентация к западу. AW окружен рвом и внешней стеной в размере 1300X1500 метров. Сам храм занимает площадь 1 кв. км и состоит из 3-х уровней, на каждом – галереи с 4 входами и угловыми башнями, увенчан центральным храмом с пятью башнями. Стены снаружи и внутри покрыты барельефами и резьбой. С севера расположен бассейн с стороны рассвета. Однако в необычные краски окрашивается Ангкор во время заката. Храм наилучшим образом объединяет две главные особенности кхмерской архитектуры: пирамидальность и концентрические галереи.
Здание библиотеки, их было два для простого народа и одно для элиты.
Ангкор переводится как «столица», «священный город». Ангкор был столицей Кхмерской империи, которая существовала на территории Камбоджи с 9 по 12 вв. н.э.
Jayavarman II был первым королем эры Ангкора. Объединил Камбоджу, провозгласил независимость, ввел одинаковые правила. Провозгласил себя богом-королем, тем самым легитимизировав его универсальный королевский сан посредством установления королевского культа линга-почитания. Культ линги сделал снова центральным королевский сан Ангкора, религию, культуру и архитектуру на многие века.
Линга-культ был сектой в индуизме, сосредоточенной на боге Шиве, которому поклонялись с помощью линги (фаллического символа). Вода, с которой обходили лингу становилась сакральной, даже магической. Есть интересное применение этому верованию - «реки тысяч линг». Линги были вырезаны на дне русла реки для того, чтобы оплодотворить (удобрить) воды, которые протекали через рисовые поля.
Чтобы понять их значение, достаточно представить размеры – до 8 X 2,3 км. Помимо сельскохозяйственного применения (орошали рисовые поля), политического (символ власти короля), имели религиозное значение (символизировали воды вокруг горы Меру в индуистской мифологии). Так как гора Меру была окружена океаном, между храмами Ангкора множество искусственных озёр, водохранилищ, бассейнов, рвов с водой. Они олицетворяют ту вселенную, в которой жили боги. Ангкор – микрокосм, построенный в точном соответствии с представлениями древних индоариев с прародиной человечества.
Вода везде вокруг храмов.
Конец 9 – начало 10 вв. Религия: Индуизм. Стиль: Bakheng. Этот храм-гора был первым важным храмом, построенным на территории Ангкора, знаменуя перенос столицы Ангкора из Roluos в Ангкор в конце 9 в.
Вид этой горы с воздушного шара. 108 башен и одна главная, которая предназначена для отдыха. 108 сакральное число как в индуизме, так и в буддизме. Каждая из 108 башен олицетворяла дом бога. По верованиям, на этой горе-храме жили 108 богов, каждый в своём доме. Выглядят домики богов так.
Естественно, в каждом сохранившемся домике вы найдёте разную энергию. Самое лучшее место для заката, около 6 вечера на горе собирается большое количество народа.
Очень правильно, что у таких мест постоянно дежурят врачи.
Религия, которая имеет наибольшее влияние в Камбодже в настоящее время – буддизм, поэтому, вне зависимости от того, кем и при какой религии был построен тот или иной храм, сейчас он под властью Будды. Во всех куполах, на всех культовых площадках, на всех энергетических точках сооружены алтари и стоит, лежит, сидит Будда. Статуи из различных материалов, много позолоты. Рядом с Буддой обязательно находится бабушка-монахиня (мужчин не было), которая осуществляет культовые действия с помощью благовоний. Свечей нет. Бабушки, почему-то все без волос, лысые.
Для людей, работающих с энергиями, здесь целый мир миров, который можно изучать целую вечность. Но энергии определённого спектра, другие, не наши, северные.
Как мы и ожидали, мы встретили множество подтверждений совпадения основ индуизма и буддизма с верованиями народов Севера.
Во-первых, это гора Меру, которая у многих цивилизаций, во многих религиях, даже у древних персов является центром мира, истоком Знания, Прародиной человечества и находится она на Северном полюсе.
Подробнее можно ознакомиться об этом в книгах о Гиперборее выдающегося русского учёного Валерия Никитича Дёмина и Уильяма Ф. Уоррена.
Прежде всего, это архитектура храмовых комплексов - большинство храмов построено так: в центре главный купол, по сторонам света ещё четыре, по внешнему периметру ещё шесть цепочек более мелких куполов.
Сам Ангкор Ват строили индуисты, а для индуистских богов гора Меру является домом, она находится в центре Вселенной. Храмы, построенные этими людьми напоминают горы с пятью вершинами, окружённые цепью многоярусных храмов – пирамид других гор, поменьше.
Эти галереи с барельефами также олицетворяют горные цепи.
Люди строили культовый город в соответствии с их представлениями о земном рае, из которого они когда-то вышли. Путь паломника к центру этой маленькой «вселенной» был непрост, на всём своём пути он должен был осознавать то величие, которое было вложено древними строителями в культовые сооружения.
Очень крутые лестницы, типично для всех храмов Ангкора. На каждом шагу сплошной символизм. Человек на пути к вершине культового места должен многое осознать и понять, поэтому древние сделали путь таким информационным.
В середине храмов, как правило – самый высокий купол, олицетворяющий гору Меру. Самый высокий, центральный купол, естественно, является самым сильным местом, но к нему не подойти. Почти во всех храмах он либо заложен камнем, либо там сидит статуя Будды, ограждённая от лишних посетителей. Но даже на расстоянии 3-4 метра от купола можно ощутить разницу энергетического поля.
Центральный купол - гора.
Так как гора Меру была окружена океаном, между храмами Ангкора множество искусственных озёр, водохранилищ, бассейнов, рвов с водой. Они олицетворяют ту вселенную, в которой жили боги. Ангкор – микрокосм, построенный в точном соответствии с представлениями древних индоариев с прародиной человечества.
А эта птица, сидящая на мировом дереве, выглядит почти как на карельских петроглифах, которым 4 тысячи лет.
Во-вторых это санскрит. Язык кхмеров, в отличие от тайского языка, древнего языка индоариев - санскрита ушёл ещё меньше. Шрифт в современной Камбодже почти совпадает с основными символами, начертанных на стенах храмов тысячу лет назад.
А под текстом животное, очень напоминающее нашего кролика.
А откуда древние кхмеры знали как выглядит стегозавр?
В центре орнамента. У них ведь не было антропологических университетов и археологических лабораторий. И символ змея, кусающего себя за хвост, очень напоминает орнаменты на храмах Мексики и Перу.
В-третьих, начальные религии кхмеров и тех людей, кто жил в этих местах до них – анимизм и праманизм. Есть общие черты с нашим язычеством. Люди поклонялись стихиям – ветру, земле, воде, горам, огню. После этого сюда пришёл индуизм, примерно в 6 веке.
Боги, которым они поклонялись - это троица, как у нас. Брахма, Шива, Вишну. (См.
Праведы ) В-четвёртых, эпос «Рамаяна», эпизоды из которого нанесены в виде многометровых барельефов на стены самого Ангкор Ват несёт в себе сюжеты, виды персонажей структуру мироустройства и другие черты, присущие северным народам.
«Рамаяна» – всемирно известный эпос индоарийских народов, в котором отразилась жизнь, обычаи и верования огромного количества людей и богов. Такая индоарийская «Калевала». Можно найти большое количество литературных выражений на резьбе, украшающей храмы. Самые часто изображаемые персонажи индуистской мифологии – apsaras – небесные танцоры, созданные из пены, когда боги взбивали океан для того, чтобы создать эликсир жизни. Около 2000 танцоров вырезаны лишь в одном только Angkor Wat.
На Ангкор можно взглянуть с высоты птичьего полёта, чем мы не преминули воспользоваться. 15-минутная экскурсия на вертолёте стоит 68 $ на человека, а полёт на воздушном шаре – всего 15 $.
Вид, открывшийся с высоты 200 метров очень помогает убедиться во всём вышеизложенном.
Система трёхуровнего мира: вверху боги, в середине люди, внизу демоны. Это строение вы встретите в древних верованиях практически всех народов от юкагирского и
карельского шаманизма до древних даосов.
А это изображение сейсмических мотивов – медитирующий Шива трясёт горы, после чего из недр Земли начинает истекать священная вода, очищающая окружающий мир.
Царь перед сражением вызывает астрологов для совета.
А это изображены магические воины, вошедшие в боевое состояние (БС), которые выступали перед войском противника с целью устрашения. Один их вид должен был привести противника в ужас.
Это жертвенные ниши в стене, в которые паломники клали драгоценности. По этой причине некоторые барельефы стен храма позднее были разбиты.
Так камбоджийские пивовары работают с элементами идентичности своей страны.
Национальные кхмерские танцы.