Скрытые лица Хельсинки - перевернутый волхв Финская столица скрывает в себе немало секретов.
О двух из них, связанных с районом Камппи, мы расскажем сегодня.
Хельсинки, возможно, и не является в европейском масштабе основным туристическим направлением, но и в нем найдется немало интересного.
После осмотра основных достопримечательностей можно попробовать познакомиться с менее известными, но не менее интересными фактами из истории города.
Сегодняшний рассказ будет посвящен двум лицам, которые можно обнаружить в районе Камппи в самом центре.
Тайное послание масонов В 1902 году на улице, носившей в то время имя апостола Андрея Первозванного, был установлен памятник фольклористу, собирателю карело-финского эпоса «Калевала» Элиасу Лённроту.
В честь него улица и была переименована спустя 26 лет.
Общество финской литературы объявило конкурс на создание памятника одному из его основателей в 1899 году, и честь досталась скульптору Эмилю Викстрёму. Бронзовый памятник, отлитый в Брюсселе, изображает Лённрота в одной из его фольклорных экспедиций и сидящего подле него героя «Калевалы» Вяйнямёйнена, а под ними, у гранитного основания задумчивая дева Кантелетар запустила пальцы в свои волосы, придумывая новые стихотворные строки.
На постаменте бронзовым фрактурным шрифтом выведено имя Лённрута, слово «Калевала» и цитата из семнадцатой руны Sain sanat salasta ilmi, которая в переводе Л. П. Бельского звучит так: «Вынес скрытые заклятья и слова из тайной глуби».
Однако самая интересная деталь памятника скрыта от глаз просто проходящих мимо людей.
Чтобы ее увидеть, надо подойти с правой стороны.
Там перед взором смотрящего предстанет рельефное изображение лица, и не простое, а перевернутое.
Лоб таинственного героя венчает пентаграмма в круге. Это изображение также связано с семнадцатой руной «Калевалы».
В ней рассказывается, как Вяйнямёйнен отправился к великану-прорицателю Антеро Випунену за волшебными словами.
Випунен оказался вросшим в землю и покрытый лесом. Тогда Вяйнямёйнен попытался разбудить великана и достать слова из его рта, но тот проглотил главного героя эпоса. Вяйнямёйнен устроил в утробе Випунена кузницу, разбудил того ударами молота и жаром и отказался покидать нутро, пока не получит слова. Усатый лик всезнающего великана и был изображен скульптором под фигурой Вяйнямёйнена.
Но при чем же здесь пентаграмма и почему лицо перевернуто? На второй вопрос ответить довольно легко.
Если посмотреть на лицо Випунена в перевернутом виде, можно заметить, что Вяйнямёйнен как будто появляется из его рта, а это соответствует содержанию песен «Калевалы».
Вопрос с пентаграммой же совсем не так однозначен.
Художественный музей Хельсинки объясняет ее наличие тем, что пятиконечная звезда заключает в себе сакральные космологические смыслы, связанные с зарождением мира, описанного в «Калевале». Но есть и другие версии того, почему во лбу великана горит пентаграмма.
Самая распространенная отсылает нас к масонам и картам Таро, имевшим важное значение в масонской традиции.
Предполагается, что масонами были как сам Лённрот, так и скульптор Викстрём.
Этим объясняется, например, треугольное сечение памятника как с лицевой, так и с боковой стороны. Пирамиды были у масоном в особом почете, подтверждение чему легко найти на купюре в один американский доллар.
На ней изображена пирамида, на вершине которой сияет «лучезарная дельта» – всевидящее око, символизирующее Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за земными трудами великих каменщиков.
Ну и напоследок, изображение Випунена связывают с картой дьявола в Таро, которую тоже венчает пентаграмма.
В основу дизайна этой карты лег известный рисунок Элифаса Леви, изображающий астральное божество Бафомета, только звезда между рогов дьявола оказалась перевернутой.
Предполагается, что архетипически Випунен и Бафомет близки друг другу.
Великан Антеро Випунен представлен как своеобразная инкарнация божества, поскольку он один обладает необходимыми для заклятья словами, которые так ищет Вяйнямёйнен