Информация, как объект научного исследования и изучения


ВСЕМИРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ НАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. ХАБАРОВСК 2004


ИНФОРМАЦИЯ, КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства, связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии в начале было слово. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Бытие 1:1-5). Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. Например, Демокрит, используя ранее накопленную информацию, выдвинул теорию «твердых атомов», а Аристотель раскрыл причину возникновения жизни, целенаправленность ее развития и целостность живых объектов -несводимости их свойств к сумме свойств их элементов — он усматривал в нематериальном внеорганизменном факторе - энтелехии.

Эта методологическая проблема, которая не находит окончательного решения, уже третье тысячелетие, нашла свое отражение и в развитии теории информации. В первые двадцать лет после создания теории информации (начало положила статья К.Шеннона «Математическая теория связи» - 1948) ее применение в биологии представлялось поистине универсальным. С позиций этой теории исследователи подходили к расшифровке генетического кода и принципов регуляции синтеза белков, к количественной оценке упорядоченности самых различных биологических структур, к расчетам количества информации, характеризующей организацию клеток и организмов, и т.д. И многие ученые, окрыленные этими успехами, пришли к убеждению, что изучение биологической организации на основе теории информации вот-вот приведет к решению фундаментальных проблем жизни - ее сущности, ее возникновения, закономерностей ее эволюции. В 1950-х годах проводились исследования в определении качества информации рас в работах Д.М.Маккея и А.А.Харкевича, где ставятся проблемы семантического подхода к информации. Уже в следующем десятилетии вопросы качества информации стали привлекать широкое внимание. В.Л.Калмыков - создал обобщенную теорию живого, как общей теории информационных систем. В развитие теории информации внесли вклад ученые: Ю.А.Шрейдер, К.Шеннон, Ф.П. Тарасенко, А.И.Михайлов и др.

В.И.Вернадский в 1920 году, исследуя учение о биосфере, отмечал, что появление человека разумного (древнейший человек появился около 4млн. лет назад; умный — 1,75 млн. лет назад; выпрямленный - 700 тыс. лет назад, разумный, с объемом мозга 1500 м. куб - 200 тыс. лет назад) стало поворотным пунктом в истории Земли и живой природы. В результате таких преобразований, общество приобретало в, определенном смысле, новое качество. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному гигантскому и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина ХУ1в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации, как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими, проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации, как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, с созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться, практически неограниченные, объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний, как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Несмотря на древность самого феномена «информация», соответствующий термин имел разные трактовки по мере развития общества. Первоначально и до конца 1940-х годов, под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Нелишне, в этой связи, обратить внимание на некоторые особенности этимологии самого слова «информация» в его старых значениях, которые интересны тем, что в них были отображены именно моменты активности. Этот термин производят теперь от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение. Но еще в Х1х веке он производился иначе - от слов «ин»-в, и «форма»-образ, вид, т.е. в смысле того, что вносит форму. Это лучше выражало интенсивное начало, характерное для информации, когда она существует в виде посланий, сообщений. «Информатором» в XIX веке называли домашнего учителя, а «информацией» - учение, наставление, что ближе к современной трактовке термина «информация», но все же, и в ней отображено действие, активно вносящее нечто новое в другой объект. Исчез элемент активности и при неудачном переводе исходного термина «message», когда в нашей литературе стало традиционным понимать его, как «сообщения»; в таком переводе момент действия - «передачи», «посылки» ослаблен и на первое место вышел момент содержания уже переданных сведений. Разумеется, это новое проявляется в преобразованиях отношений; в таком смысле информационная активность может проявляться в организующих или деструктивных действиях. С момента развития кибернетики термин «информация» прочно занял место среди общенаучных понятий. К.Шеннон предложил понимать информацию, как средство уменьшения неопределенности, Н.Винер определил, что информация - это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира, в процессе приспособления к нему. С.И.Ожегов дал простое определение информации: это 1) сведения об окружающем мире и протекающих в них процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. С середины XX столетия под информацией понимается обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в растительном и животном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В современном словаре иностранных слов информация толкуется, как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее: 1) сообщения о чем-либо; 2) сведения являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике - количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы. За истекшие с того времени полвека появилось множество работ, которых с позиций разных наук, различных научных школ и даже различных идеологических установок исследуются всевозможные срезы этого понятия (сущность информации, ее классификация, свойства и т.п.) в специальной литературе имеется целый ряд дефиниций информации: «негэнтропийный принцип информации», отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия (У. Эшби), «определенная порция порядка» (Б. Кадомцев), мера сложности структур (Моль), вероятность выбора (Яглом); мера выбора самоорганизующейся системы (И. Мелик-Гайказян), "(передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней" (В.С. Толстой), сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, которые не зависят от формы их представления. Информация, по мнению И.И. Юзвишина, - это «генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово-согового пространства Вселенной, включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации» а по определению ЮНЕСКО, информация — это» универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения». Информация, как объект научного исследования и изучения, предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов. В семантическом аспекте, исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений, с помощью кодированных сигналов. Данный подход в кибернетической системе называют информационным, связанным с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов.

При лингвистическом анализе информации исследования направлены на определение знаковой системы, необходимой для эффективного восприятия и понимания информации при обмене ею между системами. В социальных системах, для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т.д. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия. Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.

В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей.

В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления, в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат, на осуществление процессов управления в системе.

Все это свидетельствует о том, что понятие информации является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер реального мира, затрудняя выработку стратегии обеспечения информационной безопасности. Приходится констатировать, что в данном случае наука движется по принципу «один шаг - вперед, два - назад». Если двадцать лет назад «из-за желания давать универсальные определения — по оценке В.И. Кремянского -исследователи снова ослабили внимание к вопросам о роли собственной организованности и системности информации и в отношении понятия системности информации при этом допускается некоторый шаг назад», то сегодня представляется нелогичным, что уже несколько десятилетий понятие информации, данное в научных энциклопедических изданиях, остается неизменным, не отражая происшедших изменений, рассмотренных выше. В этой связи, на наш взгляд, было бы оправданным отражение в понятии информации, как внутренней, так и внешней ее составляющих, с учетом всех основных признаков и характеристик.

А. Систематизация основных признаков информации

На основании проведенного анализа можно выделить следующие основные признаки информации: Системность информации; Селективность информации — принцип выбора сопоставляется в теории информации с понятием неопределенности: акты выбора, образующие в своих совокупностях процессы выбора, необходимые для формирования слов и высказываний, устраняют какую-то «долю» неопределенности в некотором, заранее существующем или условно заданном множестве элементов и групп элементов, или отношений, выделяя и формируя в нем образования, с теми или иными (например, лингвистическими) структурами. Действительно, если понятие основного элемента, элементарной единицы информации, элемента процесса возникновения информации сводится к понятию акта выбора (из-за какого-то множества заранее имеющихся возможностей), а элемента уже накопленной информации — к понятию результатов соответствующих актов (единичный акт выбора сам по себе не дает образа, т.е. не есть отображение в собственном смысле слова), то ясно, что понятие выбора, или в более широком смысле, селективности и отбора включается в понятие информации в качестве одного из его основных органичных моментов. Внутренним, для теории информации и ее приложений, понятие выбора или отбора можно считать также и в том смысле, что оно используется при анализе самой информации и процессов ее накопления и переработки. При «информационном подходе» в биологических исследованиях, особенно по теории эволюции, понятие отбора занимает центральное место, при анализе различных процессов переработки информации в психической деятельности понятие «активного выбора информации субъектом» приобрело существенное методологическое значение. Обращая внимание на связь понятия информации с философскими категориями возможности и действительности, И.А. Акчурин пишет: «Всюду, где имеют место различные возможности, из которых реализуется, переходит в действительность, приобретает бытие только одна (или добавим, сравнительно немногие) имеет смысл говорить об информации», вносимой этим выбором.

Субстанциональная несамостоятельность присуща, как энергии (физической и организационной), так и «самой информации»: без каких- то материальных носителей нет ни энергии, ни информации. Это не препятствует информации приобретать свою специфическую -«субстанцию» - отношения и отношения отношений, в том числе, например, управление процессами самоорганизации в искусственных информационных системах. «Неправильно было бы сказать, - отмечал В.И. Кремянский (1977), - что организаторская работа системы информации превращается, например, в работу теплоты или какого-нибудь другого вида физической энергии. В такого рода высказываниях легко обнаружить следы анимистических представлений дикаря или веры в переселение душ, метампсихоз. На деле в таких событиях один вид движения и действия просто порождает другой (другие)». Преемственность информации - без развитой преемственности нет и развитой структуры процессов развития, так как в них тогда остаются мало выделенными и дифференцированными явления «историчности» и саморазвития. Даже в неживой природе, где информация почти исключительно «связанная» и притом малоинтегрированная, чаще всего просто «рассеянная», таким процессам нередко свойственна, хотя и простая, но значимая объединенность всего множества «элементарных актов» изменения, образующих эти примитивные процессы развития, в особенности тогда, когда развивающиеся образования существенно изолированы (как многие космические объекты - расстояниями). В процессе такого рода складывается внутренняя для объекта и более значительная, чем в других случаях, преемственность состояний, и она создает более выраженную направленность, зависящую от внутренних для объекта условий и факторов. Она еще не «запрограммирована» на определенный конечный результат, но ход таких процессов все же предетерминирован в большей мере, чем при отсутствии всякой преемственности.

Неисчерпаемость информации. Старение информации во времени (некоторые, выделяют лишь возможность морального старения, но не подверженность материальному старению). Массовость информации (выделяют два аспекта — качественный аспект раскрывает массовость информации, как информации общественной, общей для всех, количественный - как информация, распространяемой для широкой сети потребителей, пользователей информации. Количественный аспект произведен от качественного). Неэквивалентность качественной и количественной оценки информации. Ценность информации, причем, при одинаковой достоверности и форме годачи информации ее ценность не зависит от затрат на ее получение. Трансформируемость информации (независимость содержания информации от формы фиксации и способа предъявления). Способность информации к ограничению, при которой, чем выше уровень организованности системы, тем больше степень ограничения информации. Универсальность информации (содержание информации может быть любым и обо всем). Качество информации ( иногда, отождествляют с безопасностью) рассматривается, как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.). Можно выделить внутреннее качество (присущее собственно информации и сохраняющееся при ее переносе в другую систему, подсистему) и внешнее (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме), выражаемые, соответственно, в следующих понятиях: содержательность - значимость (идентичность, полнота), кумулятивность (гомоморфизм, избирательность); защищенность - достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность), сохранность (целостность, готовность), конфиденциальность (доступность, скрытность, имитостойкость); доступность Сторонники подхода о вторичности информации выделяют также такой ее признак, как нематериальная природа информации как явления идеального мира, что не совсем, на наш взгляд, верно. При обращении информации в социальных системах она может иметь одно или несколько следующих свойств и выступать как: - средство организации систем (от первичного уровня до единого информационного пространства), с помощью которого осуществляется правовое регулирование отношений между субъектами (через нормативно-правовые акты, судебные решения и т.п.); - мера оценки и характеристики организованности систем; - источник получения знаний при образовании и воспитании; - источник информирования о происходящих событиях и явлениях; - источник для принятия решений; - источник вредного воздействия на человека и общество; - объект интеллектуальной собственности; - товар в процессах ее создания, хранения и использования, передачи и распространения. Структура информации. Существует множество критериев классификации информации. Остановимся лишь на некоторых из них. Информация может подразделяться: По степени организованности (упорядоченности) - документированная и иная информация; информационные ресурсы и свободная информация, не находящаяся в информационных системах; систематизированная (каталоги, энциклопедии, рубрикаторы и т.п.) и несистематизированная информация; По виду носителя (форме закрепления) - на бумажном носителе, видео-и звуковая, компьютерная информация, в объемно-пространственной форме, устная, энергетическая (биологическая) при энергоинформационном обмене; По степени доступа —информация с ограниченным доступом, информация без права ограничения доступа, объекты интеллектуальной собственности, «вредная информация» с ограничением по распространению, иная общедоступная информация; По функциональному предназначению (по сфере применения) - массовая информация, распространяемая через СМИ, и отраслевая, профессиональная (по интересам) информация. Ученые и практики выделяют более двадцати видов открытой информации по ее отраслевой принадлежности и востребованности в обществе (научная, техническая, правовая, медицинская, биржевая, финансовая, коммерческая и т.д.). Для определения правовых механизмов доступа к информации важно учитывать сложившуюся практику общественных отношений в этой сфере.

Первым информационным ресурсом, полностью зафиксированным на машинных носителях, является библиографическая информации. В развитых странах около 90% этой информации доступно в режиме теледоступа. Начался массовый перенос на машинные носители других видов документальных ресурсов, справочников о номенклатуре продукции, адресах и характеристиках фирм, каталогов с характеристиками продукции и оборудования и т.д. Текущий объем этих информресурсов к 1997 году превышал более чем в 10 раз библиографическую информацию. Начали внедряться «электронные издания» (в основном на видеокассетах) с полными текстами документов, доступ к которым возможен только с помощью компьютеров. Широко внедряются в практику появившиеся персональные карманные базы данных, которые сопрягаются через коммуникационные сети с проблемными, региональными банками данных. Общее число созданных в стране к 1997 году баз данных составляет примерно 30 тысяч. Сюда входят фотографические, документе графические, лексикографические, полнотекстовые и прочие типы баз данных. По объему базы данных можно подразделить на три группы: крупные (более 100 тыс. записей, 50 Мб), средние (от 1 тыс. до 100 тыс. записей) и малые (менее 1 тыс. записей, 1 Мб). К крупным относится около 26 процентов всех баз данных, к средним - 49 процентов, к малым - 25 процентов. Большинство баз данных (75 процентов) генерируются на основе собственной информации предприятия — генератора - около 6 процентов баз данных создаются комбинированным путем —19 процентов баз данных. По функциональному назначению базы научно-технической информации составляют около 36 процентов, справочные-около 16 процентов, управленческие - около 11 процентов, исследовательские - около 10 процентов. Учегно-статистические - 7 процентов. Количество баз данных массовой, коммерческой, официальной финансовой информации находится в пределах от 5 до 25 процентов. Более 85 процентов баз данных генерируются предприятиями государственной формы собственности. Организациям и предприятиям государственной формы собственности принадлежат практически все управленческие, учетно-статистические и более 90 процентов исследовательских баз данных. На основе баз данных предоставляются, в основном, следующие виды услуг: тиражирование баз данных - 35 процентов, разовый поиск по запросам - 28 процентов, избирательное распространение информации - 8 процентов, выборки из баз данных - 7 процентов, подготовка справок - 5 процентов, расчеты -4 процента.

Универсальный характер имеет информация, сосредоточенная в 4-х основных государственных информационных системах: библиотечная сеть, архивный фонд. Система статистики, система научно-технической информации (ГСИТИ). В стране около 150 тысяч библиотек с объемом более 6650 млн. единиц хранения (в том числе библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. е. х.;(самые значительные базы данных оформлены в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ (более 1 млн. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (450 тыс. записей). В РФ более 1 млн. архивных фондов, объемом более 2240 млн. единиц хранения, на различных носителях (в том числе, в ведении Росархива -свыше 193 млн. единиц хранения, где объем ежегодно увеличивается на 1.6 млн. е. х., за счет сдачи в государственные и муниципальные архивы документов, от более 119 тыс. учреждений, организаций и предприятий разных форм собственности). Имеется более 30 информационных фондов органов НТИ федерального уровня, 69 региональных центров НТИ (основная продукция - выпуск около 400 реферативных и библиографических изданий, в том числе 312 — ВИНИТИ). Предоставляют услуги централизованные фонды правовой информации объемом более 2,6 млн. экземпляров документов. В целом, потенциал информационных ресурсов России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире.

В то же время, по степени использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества и их доступности, Россия отстает от развитых стран мира. Среди причин этого называют: отсутствие справочного аппарата и средств навигации; несовместимость носителей; дороговизна коммерческих ресурсов для массового использования; отсутствие надлежащей товарной формы. К этим причинам, на наш взгляд, в полной мере можно отнести и низкую эффективность российского законодательства в этой области, наряду с недостаточным уровнем финансирования таких программ. Исходя из все возрастающей роли информационных ресурсов в развитии страны, основная цель государственной политики по отношению к информационным ресурсам (ИР) может быть сформулирована, как создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности. В концепции государственной информационной политики, среди основных направлений политики в этой области названы: - разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления ИР и механизмов реализации имеющихся правовых положений; - разделение полномочий по владению и распоряжению государственными и информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (для чего необходимо проведение инвентаризации ИР, созданных за счет бюджета и находящихся в ведении учреждений и предприятий); - разработка и реализация системы управления финансово-экономических методов регулирования деятельности по формированию и использованию ИР; - создание государственной системы мониторинга состояния ИР; - разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий ИР, в том числе научно-технической информации, информации, информации библиотек, архивов и т.д.

Б. Подходы к формированию общества нового типа - информационного общества

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и месте информации в жизни общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация, в целом, и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа — информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право, как один из основных регуляторов этой системы, существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - «строительного материала» информационного общества.

Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого» информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. Информационное общество — общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики: - наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов, как запасов знаний; - массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность его членов; - подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; - новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.); - возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; - практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет); - трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа; - отсутствие географических и геополитических границ государств -участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательных стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества. Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернет насчитывалось более 1 млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально. США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры - технологической основы информационного общества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force). В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа- помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам -здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т.п. С учетом глобального характера происходящих под воздействием информационных и телекоммуникационных технологий изменений, инициатива из национальной, постепенно перерастает в глобальную. В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума — проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в "виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе: культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура. Обращается внимание на то, что если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества. Проблемы развития информационного общества представлены в первом ежегодном докладе Форума «Сети для людей и сообществ».

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько оттого, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора - телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Наиболее квалифицированным ответом на новые требования, предъявляемые к регулированию информационной сферы, представляется новый закон о телекоммуникациях в США, подписанный в феврале 1996 г.



Помощь обучающимся

Базовый курс

Праведы

Сергей Джагдиш

Дмитрий Логинов

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО