Распространение саамов на севере европы


И.С.Манюхин. Происхождение саамов. П-ск, 2002

Поток поволжской культуры вызвал изменение всей культурной ситуации на севере Европы. Позднекаргопольская культура является лишь частью большой культурной зоны, состоящей из родственных культур эпохи железа в Фенноскандии и на Севере России. Таковы культуры лууконсаари в Карелии и Финляндии, кьельмо на севере Финляндии, Карелии, Норвегии, Швеции и Кольском п-ове. Общая площадь, занятая культурами, приближается к 1265400 кв. км. Их объединяет общность происхождения, сходство культурных элементов, присваивающий тип хозяйства. Последнее обстоятельство отличает эти культуры от аграрных древностей прибалто-финнов и германцев.

Взаимоотношения между отдельными группами памятников в рамках названных культур и между культурами напоминают отношения лингвистической непрерывности в размещении контактирующих языков и их диалектов. Чем ближе друг к другу находятся памятники, тем выше их сходство и, наоборот, чем дальше они отстоят друг от друга, тем это сходство меньше. Локальные группы памятников приурочены к крупным озерным системам, реже морскому побережью. Своеобразными барьерами для постоянного и тесного общения коллективов, проживающих на разных территориях, могли являться водоразделы, особенно те из них, где речные системы разных водных объектов слабо стыкуются. Большая территория и неравномерность ее освоения и явились, по-видимому, главными причинами локальных культурных, а может быть, языковых особенностей. Помимо территориальной разобщенности отдельных групп населения в образовании культурной специфики сыграла свою роль и разность природно-климатических условий на рассматриваемой обширной территории. Очевидно, что условия Белозерья существенно отличаются от арктического побережья Баренцева моря. Свою роль сыграло и разное культурное окружение: на западе и северо-западе древнесаамского ареала с лопарями контактировали северогерманские народы, на юге и юго-западе предки прибалтийских финнов, на юго-востоке волжские этносы, на востоке можно говорить о контакте саамов с предками коми, а со II тыс. н. э. - с ненцами. В эпоху раннего средневековья с саамами взаимодействовали и славяне.

Согласно выявленному различию в позднекаргопольском ареале выделяются три локальные группы памятников: на оз. Белое, на оз. Боже и Лача, на оз. Водлозеро и юго-восточном побережье оз. Онежское. Белозерские памятники имеют некоторое отличие в облике материальной культуры, главным образом в орнаментации керамики, от памятников на оз. Лача и Воже, последние являются переходными между памятниками Белозерья и Водлозера. Водлозерские памятники в свою очередь достаточно близки памятникам культуры лууконсаари на западном побережье оз. Онежское и оз. Сямозеро. Карельские памятники типа лууконсаари имеют высокую степень сходства с памятниками культуры лууконсаари в Восточной Финляндиии. Культуру лууконсаари можно рассматривать как переходную между позднекаргопольской и памятниками «арктического» типа на Кольском п-ове, севере Финляндии, Норвегии и Швеции. Если сравнить крайние северные и крайние южные памятники этой культурно-исторической зоны, то разница между ними будет велика, возможно, настолько, насколько оценивалась бы в лингвистике разница между крайними саамскими диалектами. В первом случае мы оцениваем эту разность как межкультурную, во втором - как межъязыковую, при этом ясно осознавая, что речь идет лишь об отдельных частях одного целого. Общий взгляд на указанные археологические культуры в направлении с юго-востока на северо-запад позволяет увидеть последовательность пространственных изменений и определить общность культур. Впервые на взаимосвязь культур Позднекаргопольская - лууконсаари - кьельмо обратил внимание М. Г. Косменко на примере археологических материалов из Карелии, где в эпоху раннего железа представлены все три культуры (Косменко, 1992, 1993, 1996). Согласно его представлениям, формирование названных культур отражает процесс проникновения и последующей адаптации на Севере ананьинской культуры Поволжья. По моим представлениям, речь должна идти о южной культуре, где сильные ананьинские элементы сочетались с традициями сетчатой керамики Среднего и Верхнего Поволжья. Интеграция этой южной культуры с местным населением и адаптация к новым условиям способствовали появлению трех перечисленных культур и единой по своему происхождению культурно-исторической общности. Распространение и образование этой зоны в направлении юго-восток - северо-запад, от Белозерья до Ледовитого океана, в общих чертах совпадает с распространением саамской топонимии и отражает процесс расселения саамского этноса на Севере. В Карелии связь культур эпохи железа с саамской топонимией показана М. Г. Косменко (1993, 1996), такая связь устанавливается и для Межозерья. По известным мне работам близкая, если не тождественная, стратиграфия отложения топонимических и археологических пластов для эпохи железа - средневековья прослеживается на Кольском п-ове. Установление такой взаимосвязи между топонимией и археологией в северных Финляндии, Норвегии и Швеции требует специальных исследований.

При общем совпадении ареалов археологических культур и саамской топонимии и их стратиграфии ареал саамской топонимии шире и охватывает территорию к востоку от линии р. Онега - оз. Лача - оз. Воже до р. Северная Двина и даже восточнее (Матвеев, 1964, 1969, 1979; Афанасьев, 1985). Эта восточная, выделяемая только по данным топонимии область пока слабо изучена археологами и в работе не рассматривается. Вопрос о соотнесении здесь топонимических и археологических древностей не может быть разрешен до выяснения последовательности смены археологических культур от эпохи бронзы — раннего железа до средневековья на пространстве от р. Онега до бассейна р. Северная Двина.



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО