Происхождение саамов


На основании комплексного изучения широкого круга источников по антропологии, археологии, лингвистике и топонимии выяснено, что в становлении саамов приняло участие два генетических компонента: дофинское европеоидное население культуры сетчатой керамики конца эпохи бронзы и носители поволжской культуры начала раннего железного века, говорившие на древнефинском языке и обладавшие европеоидно-монголоидными особенностями физического строения.

Начало процесса генезиса саамов совпадает с проникновением на Европейский Север в VI—V вв. до н. э. поволжской культуры. В результате контактов поволжской культуры с местной культурой сетчатой керамики образовалась древнесаамская культурно-историческая общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо, или «арктической», в северных Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском п-ове. Возникновение и распространение археологических культур совпадает с возникновением саамского языка, распространением саамской топонимии, становлением лопарского антропологического типа.

Следует считать, что эпоха железа представляет собой время территориального максимума саамов на Севере Европы. Со становлением других этносов: прибалтийских финнов, германцев и славян, ареал саамов с I тыс. н. э. стал неуклонно сокращаться. На протяжении всего указанного тысячелетия в культуре саамов происходят значительные изменения: исчезает керамика, находки становятся более бедными и эпизодическими. Наступает так называемый бескерамический век, когда, как это предполагают некоторые ученые, саамы становятся частью европейской экономической системы, где выступают в качестве поставщиков мехов и шкур на южные рынки в обмен на некоторые изделия, в том числе и металлическую посуду. Несмотря на скудость археологических находок нет оснований говорить об исчезновении или депопуляции лопарей в это время. С эпохи раннего средневековья, конца I тыс. н. э., саамская культура вновь обретает более яркие различительные признаки. Увеличивается количество вещественного материала, известны поселения и могильники этого времени.

И.С.Манюхин. Происхождение саамов. П-ск, 2002



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО